FlubberСергей
Игры с детьми в дороге

Если сложить то количество километров, которые проехали наши дети на автомобиле за четыре года, то можно два раза объехать вокруг света. По экватору. Я долго рассказывала устно всем знакомым, чем можно занять малышей в условиях железной коробки на колесиках, но вот теперь решила связать все знания в какие-то связные тексты. Гораздо проще давать ссылку на что-то, чем десять раз рассказывать, правда? :)
> Сразу предупреждаю, что все нижеизложенное требует активного участия мамы как тамады. Это совершенно не просто! Поэтому, во-первых, отлично если детей несколько и они могут играть друг с другом. Во-вторых, не думайте, что я все две-три тысячи километров в одну сторону только и делаю, что болтаю. Скорее это экстренные меры на случай скуки Дома мы, как и многие тут, чем-то занимаемся, ходим в развивашки, рисуем проводилки и читаем умные книги. Поэтому могу сказать, что большая часть игр основана на методике ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Это довольно система развития мышления, не буду здесь распинаться, а то до игр не дойдет :) Скажу только, то ТРИЗ для детей дошкольного и младшего школьного возраста сейчас набирает популярность. Да, я искренне считаю, что путешествовать надо, особенно, если мама и папа занимались этим и до того, как стали родителями. Сразу после того, как мама станет морально готова к выезду (именно мама, по факту ей 90% времени проводить с новорожденным), можно выпить валерианки, успокоить паникующих бабушек и отправляться в путь. Простите за сумбур, чукча не писатель, чукча читатель. Долго думала, как структурировать текст, но ничего не вышло. Попробуем как-нибудь.

Я вижу…

Элементарное занятие, которое, по моему опыту, быстро надоедает. И тем не менее.
Самые младшие: задаем четкое требование, точно и легко  узнаваемый объект. Важное условие: бурно радоваться, когда кроха отыщет за окном ответ. Это пробудит в нем любовь к играм в целом и к решению задач в частности. Пример: найди дерево. Машину. Грузовик. Солнышко. Облако.
Младшие: учим свойства объектов. Задаем не предмет, а его свойство. Продолжаем радоваться, но не так бурно. Поощряем, если ребенок начнет придумывать задание для вас. Пример: найди что-то красное. Синее. Большое. Маленькое. Квадратное. Треугольное. Твердое. Тяжелое. Смешное.
Средние: смешиваем свойства. Пример: найди красное и быстрое. Белое, но не квадратное.
Старшие: свойства отношения. О, а вот это уже интересно. Часто в наши игры вмешивается даже папа. Пример: найти что-то, относящееся к молоку. Это может быть корова, реклама молока или сыра, белый автомобиль ( ~ и корова может быть белой). Выбираем одно слово и пытаемся “подогнать” под него как можно больше объектов по пути. Пусть даже притянуть за уши, главное, не повторяться. С “молоком” мы ехали часа два. В ход пошли стог сена (корова ест сено и дает молоко), мусорная куча (похожа по форме на плохой сырник), женщина за рулем (без комментариев).
>

Банка

Довольно известная игра. В нее можно играть с детьми, уже знающими буквы. Называем по очереди предметы, они должны начинаться на определенную букву и помещаться в трехлитровой банке. Например, “Ф”: флажок, фонарик, фишка, фантик, футляр, фраппе. Абстрактные слова типа “фабула” или “фокус” не подойдут, их физически положить нельзя.

Города

Они здесь исключительно для статистики. Правила все помнят? Называем слово, которе начинается с той же буквы, с которой заканчивается предыдущее слово. Детям именно в города играть не очень интересно. Здесь лучше не ставить ограничений и называть все подряд, либо ограничивать какой-то более детской тематикой: животные, неживые предметы, маленькие предметы.

Умею - не умею.

ТРИЗовская игра, которое учит относительности всего на свете и оптимистичному взгляду на жизнь. Строим фразу от имени какого-то существа или явления, начиная с “я не умею…” и заканчивая “… зато я умею…”. Например:

  • Я птица. Я не умею читать, зато я умею летать

  • Я рыба. Я не умею летать, зато я долго дышу под водой

  • Я панда. Я не умею долго дышать под водой, зато меня охраняют по всему миру

  • Я клоп. Меня не охраняют по всему миру, зато я могу передвигаться везде незамеченным

  • Я цунами. Передвигаться незамеченным у меня точно не получается, зато люди много лет изучают мою природу.

ну и так далее. Общий смысл понятен.
>

Ворчун и умник

Это наше прижившееся название, хотя, я уверен, можно придумать что-то более мелодичное. Общий смысл: в каждом явлении можно найти что-то хорошее и что-то плохое. Например, что плохого в дожде? Очевидно, никто не гуляет, грустно, холодно, грязь, заливает посевы (если дождь долгий), выходят из берегов реки. Что хорошего в дожде? пьют цветы и травы, прибивает пыль, воздух свежий, приятно спать, можно прыгать по лужам. Переводим в
игры с детьми в дороге.
Вариант 1. Выбираем явление и перечисляем хорошие и плохие его стороны. Причем, можно делать это вместе, а можно разделить роли: один ищет негатив, другой - позитив. Учим ребенка критическому мышлению и гибкости восприятия. Разберите, например, овсяную кашу. Компьютер. Детский сад. Только, ради бога, не переходите на личности. Нельзя разбирать любимую свекровь или друга из детского сада.
Вариант 2. Для любителей ролевых игр: делаем магазин. Ребенок будет в качестве продавца, вы - в качестве выдуманного персонажа. Условие одно: если персонаж положительный, ребенку надо убедить его к покупке. Если отрицательный, то ничего не продавать. Пример: заходит Белоснежка купить краски. Ребенок: “Бери, они яркие, ты нарисуешь много красивых картин”. Если за красками заходит Бармалей: “Не бери, они пачкаются, потом сложно отмыться”. Прокачиваем навык продажника, в общем.
Вариант 3. Как раз “Ворчун и Умник”. Ворчун строит фразу так: “Это [аргумент1] плохо, потому что [аргумент2].” Умник отвечает: “Это [аргумент2] хорошо, потому что [аргумент3]. Пример: Бегать по лесу плохо, потому что можно порвать ботинки. Порвать ботинки - хорошо, потому что можно купить красивые и новые. Купить новые ботинки - плохо, потому что можно натереть ноги. Натереть ноги - хорошо, потому что можно остаться в постели и смотреть мультики. Общий смысл понятен?

Я вижу…

Классическое правило игры: один игрок называет несколько свойств объекта находящегося в поле зрения, остальные пытаются объект отгадать. Например: я вижу что-то маленькое, желтое и мохнатое. Понятно, что в автомобиле не очень много вещей, которые попадаются на глаза. Здесь есть две основные вариации: называть предметы, находящиеся в квартире, или называть предметы, встреченные вчера. Заодно прекрасно тренируем фотографическую память. п.с. как-то раз я чуть не поседела от дочкиного: ”Я вижу что-то черное, большое, с ножками и сидит на тебе“. Оказалось, это силуэт птички на футболке.  

Загадки

Учимся придумывать загадки с помощью структуры ”Такое, но не." Пример: белое, но не снег; пушистое, но не пух; плывет, но не лодка (хлопок). Или классическое: белое, но не сахар; холодное, но не лед. Это учит ребенка подмечать отличительные свойства объектов. Кстати, в последней из загадок отлично подойдет и снег, и мороженное в качестве ответа. Каждый ответ, подходящий под условие - правильный. Открытый тип задачи: нет одного шаблонного ответа, вариантов может быть бесчисленное множество. Просто есть более или менее оптимальные. Ребенка стоит хвалить за любые.  

Продолжение следует…


>

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.

Если Вы хотите оставить комментарий, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь